О нас
Полиграфия
Газета
Фотогалерея
Партнеры
Новые маршруты
Размещение рекламы
Оснащение гостиниц
Календарь выстовок

   
Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" #6, 11 мая 2010
 

Храм Знамения в Грушевке: дом, где согреваются сердца

Село Грушевку гости Крыма, спешащие к морю, в Феодосию или Судак, обычно проезжают, не останавливаясь. Но недавно на шоссе появился указатель: «Храм Знамения – 1 км». Мы ничего не знали об этом храме, и немедленно свернули по указанному направлению.

Буквально через несколько сотен метров взору открывается живописная картина из прошлого: на некрутых зеленых склонах вдоль речки расположились старинные дома-мазанки под черепичными крышами. Так выглядело большое селение Салы (историческое название современной Грушевки) в XIX веке.

А вот и церковь. Вид ее необычен: из бутового камня сложено большое прямоугольное здание, украшенное скромными фронтонами.
Возле церкви нас радушно встречает настоятель, иеромонах Марк. Батюшка рассказывает удивительные вещи: церковь Знамения очень древняя, была многократно перестроена, но – удивительное дело! - сохранила практически все свидетельства своей многовековой истории.

Храм ведет свою историю от первых веков христианства. Подтверждением тому является «алтарь в алтаре». Небольшое помещение, перекрытое сферическим куполом, держащимся на специальных «закладных камнях» - так выглядела часовня апостольских времен, которую спустя столетия надежно укрыл алтарь, построенный уже в XIII веке.
В эпоху раннего средневековья времена в Тавриде были неспокойные. Церковь была разрушена в эпоху гуннского нашествия: в ходе ремонтных работ в 2004 году здесь были обнаружены следы пожара и разрушений. Но живо было в памяти народной предание о существовании здесь часовни первых веков и явлении на ее руинах Равноапостольной Марии Магдалины. Поэтому в VI веке, когда Таврида находилась под властью Византии, церковь была восстановлена. В то же время, чтобы обезопасить людей от новых военных бедствий, строители выкопали грандиозный подземный ход, следы которого также можно увидеть в церкви.

 В 1330 году в долине Салы появились армяне - переселенцы из города Ани, захваченного турками. Благоприятные политические и экономические условия позволили армянской общине быстро развиваться, и к 1345 году население Салы существенно возросло и стало в большинстве армянским. Сельский храм был очень мал, с годами пришел в ветхость, и стало очевидно, что он нуждается в капитальной перестройке. Известно, что некий богатый человек по имени Саркис Агасян в 1375 году пожертвовал на строительство 400 динаров – сумму, по тем временам баснословную. В 1410 году храм был освящен в часть Равноапостольной Нины – просветительницы Иверии и Преподобного Григория – просветителя Армении.

В 2004 году, в период проведения реконструкции храма, рабочие обнаружили фрагмент армянского хачкара – вырезанного в камне изображения процветшего креста. Древние резные изображения крестов можно увидеть и на стенах церкви.

В 1475 году Крым захватили турки, и храм в очередной раз был разрушен. В 1779 году христианское, в том числе армянское, население Крыма было переселено на Дон. Село опустело. Но вскоре после присоединения Крыма к Российской империи в Салы были поселены отставные солдаты. Вместе с домами-мазанками новые жители отстроили и церковь. Церковь предназначалась не только для селян, но и для расквартированного в Салах Таврического конного полка. По преданию, командир полка передал в дар храму старинную икону кремлевского письма Божией Матери «Знамение». Архивные документы сообщают, что «в 1792 году в селе из армянского храма была построена каменная православная церковь и освящена в честь Знаменской иконы Божией Матери».

Село крепло, население увеличивалось, и в 1864 году церковь была расширена пристройкой двух боковых приделов, а спустя пять лет у храма была построена колокольня невиданной высоты - 42 метра! Звонницу украшал царь-колокол весом 165 пудов.

Славянское население Салы, ведущее свою историю от «суворовских орлов», всегда отличалось крепостью в вере.  В архивах сохранился документ, из которого следует, что еще в 1927 году, - в самый разгул безбожия! - в селе Салы действовало официально зарегистрированное «православное религиозное общество», состоящее из 75 членов-учредителей. Другие документы свидетельствуют, что уже в 1944 году, сразу после освобождения Крыма, в церкви были возобновлены богослужения. К сожалению, богоборческая власть оказалась сильнее, и в 1959 году церковь была закрыта – «по причине аварийного состояния здания». Колокольня и притвор были разрушены.
Только в 1994 году в Грушевке была зарегистрирована община в честь иконы Божией Матери «Знамение» и началось возрождение древнего храма.

С душевным трепетом переступаем порог церкви. Батюшка рассказал, что в алтаре чудом сохранилась древняя фреска с изображением молящегося Спасителя. Во время ремонтных работ в 2004 году были найдены мощи священнослужителя и старинное кадило. Ныне в храме почивают частицы мощей угодников Божиих: равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита – врача Киево-Печерского. А вот - икона Знамения Божией Матери. Ее любовно сохранил от поругания житель Старого Крыма Владимир и передал возрожденному храму в 1995 году. Весьма почитаема икона святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Он по традиции считается покровителем странствующих. Поэтому к его иконе с особым благоговением прикладываются путешествующие, кто направляется в Феодосию, Судак или Симферополь, ведь Грушевский храм стоит недалеко от шоссе.
Наше внимание привлекает нетрадиционная икона, изображающая юношу в современной военной форме.

- Это Женя Родионов, русский воин-мученик - говорит отец Марк. - Он прославился мученическим подвигом в Чечне. Молодой солдат, Женя был захвачен в плен. Бандиты предложили Родионову выбор: или он снимает нательный крестик, либо его ждет мучительная смерть. Женя отказался, и после трех месяцев жестоких пыток, 23 мая 1996 года изверги отрезали ему  голову. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого бандиты  не сорвали крестик - не посмели.

Поставив свечки и помолившись о наших родных и близких, прощаемся с гостеприимным храмом. На прощанье батюшка угощает нас водой из церковного колодца святого апостола Иоанна Богослова. Даже в самый жаркий день глубокий колодец хранит студеную родниковую воду. Вдоволь пьем, набираем во фляги, сердечно благодарим отца Марка за гостеприимство и желаем скорейшего окончания реконструкции древнего храма.

- Надеюсь, что с Божией помощью мы доведем эту работу до конца, - говорит отец Марк

- Ведь каждый храм – это островок тепла и любви, и как бы ни было холодно в душах страждущих, в храме они согреваются.

Дизайн и программирование — Студия WebDevelop